«Мы не скрываем своей симпатии к процессу укрупнения страховщиков»


1 Декабря 2011
Уже почти год - с января 2011-го - система обязательного медицинского страхования (ОМС) живет по новому закону. О первых итогах реализации нововведений в интервью «Ъ» рассказал глава департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития Владимир Зеленский. - Первые итоги реформы ОМС уже известны? - Пока рано подводить итоги реформы - она только началась. Можно назвать предварительные цифры, которые покажут, что закон все-таки начал работать. Во-первых, увеличилось количество медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Так, заявилось дополнительно около 300 медорганизаций по сравнению с их количеством год назад. Причем из вновь пришедших около 100 - частные. Кроме того, введен единый полис ОМС. С начала 2011 года более 9 млн человек обеспечены едиными полисами ОМС нового образца. Одной из новаций закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» являются программы модернизации здравоохранения, которые реализуются в регионах с 2011 года. В целом этот год оказался первым подготовительным этапом. - Сейчас в страховых медицинских организациях лежит около 1 млн никому не нужных полисов. Почему так получилось? - Мы не осуществляем заготовки полисов впрок. Невостребованность полисов возникала не потому, что они никому не нужны, а потому, что они еще не доставлены гражданам. Это произошло отчасти из-за нерасторопной работы страховых компаний, отчасти из-за самих застрахованных. Могу вас заверить, что мы обеспечиваем страховые компании полисами при предъявлении заявок абсолютно ритмично. - Из 8,4 тыс. медучреждений, работающих в России, частных 200, и только половина присоединилась к ОМС. Получается, частным клиникам по-прежнему не интересно работать в системе? - Для частного медучреждения работа в системе ОМС - это палка о двух концах. С одной стороны, это большое количество клиентов, с другой стороны - это достаточно низкие тарифы. А действующие сейчас неполные тарифы вообще не предусматривают оплату по все статьям затрат медорганизации. Поскольку тариф неполный, то и полноценной мотивации работать в системе нет. Очевидно, что в 2012 году прирост частных медучреждений будет не столь значительным. Мы ожидаем, что по мере продвижения к одноканальному финансированию, когда все больше статей затрат будет покрываться тарифом, частных медучреждений в системе будет больше. Первые шаги к одноканальному финансированию система уверенно начнет делать уже в 2013 году. - Однако тариф ОМС все же не будет оплачивать полностью статьи расходов клиникам. Какие именно затраты останутся без покрытия ОМС? - В тариф ОМС будут укладываться почти все статьи расходов, кроме покупки дорогостоящего оборудования стоимостью больше 100 тыс. руб., его амортизация, а также расходы на строительство. Статьи на ремонт зданий в тариф входят. - Бизнес интересуется, когда он сможет участвовать в высокотехнологичной медицине? - Высокотехнологичная медпомощь войдет в систему ОМС в 2015 году, и тогда каждый, кто заявит о своем желании работать в системе ОМС, будет иметь возможность получать соответствующие объемы средств исходя из заявленных тарифов на этот вид помощи. До 2015 года, поскольку финансирование высокотехнологичной медпомощи идет через бюджет, а не через ОМС, участие индивидуально. Для участников пока есть ограниченный набор инструментов - субсидии или процедура размещения госзаказа. - Когда был принят закон об ОМС, вы говорили, что страховая компания станет «адвокатом застрахованного». Но по мнению страховщиков, закон позволяет им только привлекать независимых экспертов и оказывать помощь в подготовке документов для обращения в суд. По-вашему, страховщики стали такими адвокатами? - На наш взгляд - стали, поскольку адвокат, по сути, и есть представитель, защитник интересов застрахованного. Мы не считаем, что страховые компании так уж обделены полномочиям или им необходимы на данном этапе развития ОМС какие-то дополнительные функции. У нас начинает работать новый порядок проведения экспертизы и контроля качества медпомощи, который устанавливает достаточно серьезные требования к страховщикам к случаям, по которым они должны проводить экспертизу. Я думаю, что основные претензии страховщиков могут быть связаны с низкими процентами средств на ведение дел, но на самом деле суммы достаточно крупные. И они будут только увеличиваться по мере насыщения системы ОМС деньгами. - Новый закон об ОМС дал право застрахованному в ОМС выбирать страховую компанию, ранее за работников это делал работодатель. Как это повлияло на развитие конкуренции между страховщиками? - Конкуренции в полном объеме пока быть не может, поскольку закон только набирает обороты. Серьезного перераспределения потоков застрахованных между страховыми компаниями не наблюдается, и это тоже было ожидаемо. Мы понимаем, что все нормы закона, связанные с выбором медучреждения и страховой компании, заработают полноценно только с 2012 года. Текущий год был для нас годом правового регулирования и подготовки. -Возможность выбора страховщика повлияла на улучшение экспертизы качества медуслуг, которую проводят страховые компании? - В полной мере право на выбор страховой компании повлияет на программу ОМС 2012 года. Отмечу, что сама экспертиза проводится без участия застрахованного лица. Сейчас мы внимательно следим за тем, как новые правила проведения экспертизы выполняются, поскольку они достаточно жесткие. С другой стороны, мы работаем сейчас со страховыми компаниями в направлении приоритетного рассмотрения жалоб граждан. - В правилах ОМС появился ряд новых позиций - по информированию населения о том, в какую медорганизацию и к какому страховщику обращаться. На своем сайте страховая компания обязана опубликовать сведения о составе учредителей, численности застрахованных, об опыте работы, о видах, качестве и об условиях предоставления медпомощи, о выявленных по обращениям застрахованных нарушениях при оказании медуслуг и проч. Как эти правила выполняются? - В большинстве случаев выполняются. Мы постоянно проводим мониторинг как страховых компаний, так и территориальных фондов ОМС и медорганизаций. При обсуждении законов «Об обязательном медицинском страховании», «Об основах охраны здоровья граждан» мы говорили, что отсутствие информации у граждан - это краеугольный камень. Поэтому мы постоянно следим за информационной составляющей - тем, что размещено на сайтах, соответствует ли это требованиям. И на всех уровнях у нас предусмотрены штрафы как для страховых компаний, так и для медицинских организаций, которые не публикуют информацию на своих сайтах. - Когда появится рейтинг страховых компаний, работающих в ОМС, на основе независимых оценок? - Мы должны публиковать объективную информацию, иначе это может быть расценено как нарушение антимонопольного законодательства. Очевидно, что мы не можем сказать гражданам, какая страховая компании лучше, а какая - хуже, но дать информацию, что такая-то страховая компания постоянно штрафуется за то, что не выполняет наши требования по экспертизе, а значит, плохо защищает интересы застрахованного, мы в состоянии. Сейчас мы двигаемся к набору объективных показателей, которые решим раскрывать о страховых компаниях. Думаю, что в ближайшем будущем, возможно, уже в 2012 году, такие сведения станут публичными. - Как решена проблема системы штрафных санкций со стороны страховщика к медучреждению за невыполнение обязательств. Кажется, в правилах ОМС эта система вообще отсутствовала? - Действительно, наличие штрафных санкций у нас предусмотрено всеми возможными договорами - между фондом и страховыми компаниями, между медорганизациями и страховыми компаниями. Мы сейчас обсуждаем, насколько мы должны делать едиными таблицы штрафов для всех регионов. Мы следуем логике, что на каждой территории размер штрафов определяется индивидуально. У нас есть только некий перечень нарушений, за которые штрафуются медорганизации, в то время как для страховых компаний у нас уже установлены размеры штрафов. И жалобы страховых компаний связаны с тем, что для страховой компании Российская Федерация штрафы установила, а для медорганизаций штрафы устанавливает регион. Вопрос в том, устраивает ли размер штрафов страховщиков. Мы посчитали, что штрафы медицинских организаций являются предметом договора со страховой компанией. Мы работаем сейчас над тем, чтобы привести корректировку тех причин, по которым штрафуются медорганизации, чтобы более конкретно этими штрафами стимулировать качественное оказание медицинской помощи. - Увеличение уставного капитала страховщиков с 30 млн до 60 млн руб. себе оправдало? В министерстве не скрывали, что в следующем, 2012 году число страховых компаний сократится с 95 до 80-85. - Я бы назвал этот процесс укрупнением страховых компаний, который и так в действии. Проблема, которую мы должны решить,- чтобы эти укрупнения не привели к физической недоступности страховых компаний для граждан, чтобы не сокращалось количество филиалов и офисов. Мы не скрываем своей симпатии к процессу укрупнения страховщиков: чем компания больше, тем больше у нее ресурсов, чтобы защищать интересы застрахованных. - Новый закон забрал у страховщиков возможность размещать средства ОМС на депозитах и дал возможность сэкономленные средства ОМС забирать себе в часть бонуса на ведение дел. Это изменение себя оправдало? - Пока рано подводить итоги. Нужно смотреть на результаты финансового года. Могу сказать точно: бегства компаний с рынка нет, а если его нет, значит, работать по новым правилам так же выгодно. Источник:   Коммерсантъ, приложение

Возврат к списку